В соответствии с Законом о защите прав потребителей недостаток в товаре, в том числе автомобиле, должен быть устранен незамедлительно, в минимальный срок, объективно необходимый для его устранения с учетом обычно применяемого способа.
При этом срок устранения недостатка, определяемый сторонами в письменном соглашении, не может превышать 45 дней. Обычно дилеры в договорах с покупателями устанавливают именно такой максимально возможный срок – 45 дней. Однако нарушают даже его.
Как правильно исчислять срок устранения недостатка или срок гарантийного ремонта.
Довольно распространенной, если не повсеместной, является практика, когда при выявлении на диагностике автомобиля недостатка, потребителя записывают в очередь на ремонт только через три, а иногда и шесть месяцев, объясняя это загруженностью сервиса, отсутствием запасных причин или иными причинами.
Согласно позиции автодилеров и их юридических департаментов, срок устранения недостатка в таком случае необходимо исчислять только с момента предоставления автомобиля для ремонта, независимо от того, когда потребитель обратился с требованием об устранении недостатка, и поскольку автомобиль непосредственно находится в ремонте всего 5 или 15 дней, максимальный срок в 45 дней, по мнению дилерв, не нарушается.
Однако расчет срока устранения недостатка подобным образом противоречит Закону о защите прав потребителей. Системное толкование норм Закона приводит к выводу о том, что данный срок необходимо исчислять с момента предъявления потребителем требования об устранении недостатка. И, если с момента предъявления требования потребителя до фактического устранения недостатка, прошло более 45 дней срок, установленный законом, нарушен.
Судебная практика в настоящее время также воспринимает данный подход. Недавно, в деле рассмотренным Верховным Судом РФ по нашей кассационной жалобе, суд подтвердил, что если с момента предъявления требования потребителя об устранении недостатка до фактического устранения недостатка прошло более 45 дней, установленный законом срок нарушен.
При этом нарушение срока устранения недостатка дилером, дает потребителю право на предъявление других более существенных требований, в том числе требования о замене автомомобиля.
В другом нашем деле потребитель не захотела заменять автомобиль, но взыскала неустойку, которая более чем в 2 раза превысили цену авто.
Если у Вас есть вопросы, связанные возможным нарушением автодилером Ваших законных прав, Вы можете бесплатно задать их нашим юристам. Мы постараемся дать Вам полный и исчерпывающий ответ в кратчайший срок.